Территория охотничьего хозяйства «Лембо» находится в северной части природного парка «Вепсский лес»
Вепсы (vepsad, veps) происходят от летописной веси, одного из небольших угро-финских племен, которое в начале нашей эры пришло в Межозерье — территорию между Онежским, Ладожским и Белым озерами.
В письменных источниках впервые вепсы упоминаются готским историком Иорданом в VI веке, среди племен Европейского Севера, под именем «весь». В IX —X вв. вепсы известны под названием «весь», «чухари», «кайваны», позднее «чудь». В русских летописях весь упоминается в 859 и 862 гг. в перечне племен, сначала совместно выступивших против варягов, а затем призвавших их. В 882 г. весь упоминается в «Повести временных лет», как участвовавшая в походе князя Олега на Смоленск, Любеч и Киев. Далее упоминаний о веси в русских летописях нет, что связывают с другим наименованием её — «чудь», во избежание путаницы со славянским словом «весь» — село. В дореволюционной русской литературе весь проходит под названием чудь. Иначе вепсы именовались также: бепся, вепсь, вепся (южные и средние вепсы), людиникад, тягалажет (северные); в бытовом обиходе русские именовали вепсов «чухари, кайваны». На территории нынешнего парка слово «чухарь» было самоназванием вепсов вплоть до 1930-х гг.
Предки вепсов, известные по летописям как «чудь» и «весь», образовали вместе с Русью племенной союз, ставший основой русского государства. Они являлись участниками совместных с Русью дальних военных походов. Русь и Весь одновременно приняли христианство. Один из самых почитаемых святых Православной церкви — Александр Свирский — был чудянином, вепсом с реки Ояти.
В средние века земли эти принадлежали Великому Новгороду, входили в состав Обонеж-ской пятины. Новгородские колонисты поселились на берегах Ояти в XII веке. Нашествие мон-голо-татар не затронуло этот край: монголы остановились южнее, в районе Бежецка. В 1491 г. оятские земли перешли к Москве после поражения новгородцев на р. Шелони. В начале XVII в. в смутное время через этот край прошли захватчики — шведы и литовцы (шведы в 1611 г. захватили Тихвин, литовцы в 1608 г. заняли Вологду). Чудское население вместе с русскими оказывало яростное сопротивление врагам. Иноземцы жестоко обращались с местными; предания сохранили рассказы о том, что литовцы живьем закапывали чудянинов в землю.
Во времена Петра I Русь была поделена на губернии. Территория Парка относилась несколько лет к Петербургской губернии, затем к Новгородской. В 1776г. Новгородское наместничестве поделили на две области: Новгородскую и Олонецкую, затем области стали губерниями. Северная часть Парка входила ранее в Олонецкук губернию, южная — в Новгородскую. В 1796 г Олонецкую губернию упразднили, земли её передали Новгородской губернии. В 1801 г. было восстановлено прежнее деление.
На 1848 г. в России было 15,6 тыс. вепсов. Завершалась крепостная эпоха, но в верховьях Ояти на территории приоятских вепсов помещиков не было. Помещичьи имения на территории Парка имелись в бывшем Тихвинском уезде Новгородской губернии.
К началу XX века от летописной веси остался лишь 25-тысячный народ, проживающий в пограничных уездах Олонецкой и Новгородской губерний.
По дореволюционному административному устройству территория нынешнего Парка составляла земли Пелдушской, Лукинской и Красно-бюрской волостей Тихвинского уезда Новгородской губернии и Винницкой волости Лодейно-польского уезда Олонецкой губернии.
После революции 1917 г. в жизни вепсов произошли заметные перемены. В вепсских селах установилась советская власть, вместо сельского старосты главным лицом на селе стал председатель сельского совета. Произошли важные изменения в территориальном устройстве. В 1918 г. Тихвинский уезд был передан Череповецкой губернии.
В 1920 — 1930-е гг. в стране возник интерес к проблемам малочисленных народов и их языков. Были организованы этнографические экспедиции в вепсский край, появились отдельные исследования по вепсской культуре. На 1926 г. в стране было 32,8 тыс. вепсов. В 1927 г. была образована Ленинградская область, территория Парка полностью вошла в неё — как часть Винницкого района и часть Капшинского района. Винницкий район получил статус национального (вепсского). В Капшинском районе был образо-ван национальный Корвальский сельсовет.
В 1930 г. Отделом национальностей ВЦИК было принято решение о создании вепсской письменности на основе латинского алфавита. Письменность в 1930-е годы вепсы получили, был подготовлен букварь. Затем появились учебники на вепсском языке по различным предметам, были подготовлены учителя для вепсских школ.
Первый этап национального возрождения оказался недолгим. В 1937 г. вепсские районы и сельсоветы утратили статус национальных, интеллигенция и наиболее грамотные крестьяне были репрессированы, вся литература на вепсском языке уничтожена. Часть территории Ленинградской области, населенная вепсами, была передана в Вологодскую область.
В годы Великой Отечественной войны территория нынешнего Парка находилась в прифронтовой зоне. 9 ноября 1941 г. немецкие войска заняли г. Тихвин. Еще раньше финские дивизии вышли к Свири. В дальнейших планах гитлеровского командования был удар от Тихвина к Свири на соединение с финнами для создания двойного кольца блокады Ленинграда. Намеченное направление удара проходило как раз через территорию оятских вепсов. Но реализовать план фашистским войскам не удалось.
Очередное крупное административное преобразование границ произошло после войны. На карте появилась Новгородская область, новое районирование получила Ленинградская область. Винницкий и Капшинский районы упразднили. Теперь территория Парка относится сразу к четырем районам области. Северная часть Парка, включающая приоятские территории, отошла к Подпорожскому району. Южные районы Парка принадлежат Тихвинскому району Ленинградской области, окрестности д. Корвала вошли в Бокситогорский район. Западный ненаселенный участок Парка входит в Лодейнопольский район.
Некогда единый и обширный ареал вепсского расселения сейчас значительно сократился и пространственно разобщен между Ленинградской и Вологодской областями и Карельской республикой. В 1960-х гг. (период так называемой «ликвидации неперспективных деревень»), многие вепсские деревни подверглись переселению. Ныне на территории, где некогда было около 150 населенных пунктов , на карте осталось 32 деревни.
Многие названия говорят о ландшафте местности. Так, названия озер Б. Мягозеро, М. Мягозеро и погоста Мягозеро образованы от вепсского [mag] — гора, холм. Действительно, в районе Мягозер имеется гора 233,6 м. Наименование двух Сарозер (одно южнее Печевского оз., другое — южнее Яндозера) связаны с вепсским названием sar — остров, и говорят о том, что эти водные объекты имеют острова. Другие подобные названия, такие как Сарозеро Глубокое, Сарозеро Мелкое, Сарозеро (восточнее Капш-озера), Сарручей имеют, видимо, иную этимологию, так как перечисленные объекты островов ныне не имеют. Так, Сарручей, правый приток В. Курбы, по-видимому, получил название от вепсского [sarа] — развилка, ручей с двумя истоками.Бол. Сальмозеро с вепсского переводится как пролив [salim]. Название деревни Сельга (ныне — Нюрговичи) образовано от [selg] — кряж; эта деревня действительно расположена на горе. Озеро Маткозеро обязано своим наименованием вепсскому [matk] — дорога, вероятно, здесь когда-то пролегал транспортный путь.
Корбозеро, Корбручей восходят к вепсскому [korb] — глухой лес, глушь; не исключено также, что эти названия связаны с вепсским словом [korba] или финским [korpi], означающими: «низина, поросшая елями». Озеро Мяргоч и река Мяргоч связаны с вепсским [ma’rg] — сыро.
Наименование рек: Вадожка и Ваджега происходит: от [lvadag] — низкое, болотистое место, Возможно, в названии этих рек корень vadag употреблен в значении «заливной луг», как например, в Обонежье слово «вадега» обозначало заливные луга. Название Ладвозеро — от [ladv], верховье реки — отражает факт нахождения в верховьях реки Ояти. Лигоярви и Лигозеро обязаны своим происхождением слову [ligo] — мокнуть. А. Кузнецов выдвинул гипотезу о том, что название Лигозеро связано с другим значением слова [ligo] — мочило, место в озере или реке для вымачивания льна или конопли. Соозеро можно перевести с вепсского как «болотистое озеро» ([soo] — болотный). Однако на карте 1847 г. это же озеро названо как Солозеро, то есть имеет корень [sol] — соль.
Некоторые топонимы отражают растительный покров, наиболее распространенные виды деревьев, трав и пр. Так, окрестности Гарбозера по-видимому, изобиловали когда-то клюквой ([garbol] — клюква). От этого же корня garb, плюс русский суффикс образовано название реки, вытекающей из Гарбозера — Гарбошка. Название Мурмозеро можно связать с вепсским [murm] — морошка, хотя, вероятнее, здесь была другая этимология слова. В XIX—начале XX века это озеро именовали Нурмозеро, в дальнейшем произошла трансформация в Мурмозеро и даже в Муромозеро — название более привычное русскому уху. Название некогда существовавшей дер. Кулыгина (на берегу р. Урьи) происходит от слова кулыга, употреблявшегося русскими в Олонецкой губернии: кулыга — сорная трава.Похожий по смыслу и звучанию корень kulo (прошлогодняя трава) имеется и в финском языке. Названия Койозеро и Койбозеро происходят от koiv — береза. Название Вяхкозеро, вероятно, связано с вепсским [vehk] — вахта, водяной трилистник. Названия озер Бол. и Мал. Канжозеро и р. Канжая восходят к вепсскому [kangaz] — сосновый бор. Действительно, у северного берега Б. Канжозера в окружении ельников и ныне существует сосновый бор. Подобную этимологию имеют и Бол. и Мал. Кангозера.
Ряд топонимов отражает внешний вид, очертания, особенности гидрографических объектов, их взаимное расположение. Название Му-стозеро связано со словом [must] — черный, оно говорит о цвете вод этого «торфяного» озера. Название реки Капша, возможно, образовано от [kaps] — лапа. Озеро Кивозеро и река Кивоя ([kivi] — камень), названы так, по-видимому, из-за обилия камней (каменистое дно или, может быть, отдельно стоящие камни, выступающие из воды). В XIX в. Кивозеро называлось иначе — Ковероярви — от вепсского [kover] — кривой, изогнутый; в названии была заложена форма озера. Ручей Бембоя, видимо, напоминал дугу ([bembel] — дуга). Название Питкозеро произошло от [pit’k] — длинный, долгий — и обозначает озеро вытянутой формы; также и река Питкоя — это река «длинная». Любопытно, что кроме Питкозера все остальные подобные озера в этом районе называются по-русски, Долгими. Ойозеро — от вепсского [oja] — ручей. Название реки Генуя И. Муллонен считает образованным от вепсского [епа] — большой. Сами вепсы называют реку Эноя (Еноя) [Enoja]. Появление «г» в начале слова И. Муллонен связывает с особенностями вепсского говора — неустойчивостью «е» и тенденцией к нарастанию «j» в начале слова. Вепсский писатель В. Пулькин объясняет это название как словосочетание «эноя» — в переводе на русский — «не ручей». Второе объяснение названия Генуи представляется более правдоподобным. Действительно, Генуя — река небольшая, но это уже и не ручей. Еще одну версию происхождения этого названия предложил вепсский поэт Н. Абрамов, опиравшийся на местных рыбаков, зовущих реку Хейноя (травяной ручей).
Некоторые озера заслужили среди вепсов дурную славу, что нашло отражение в их наименованиях. Мал. Холтозеро буквально переводится с вепсского как «беспокойное озеро» — от [hol’lt] — заботы, беспокойство. Название Ахтозеро (в XIX в. — Ахтузеро) связано с вепсским [aht] — тесный. Кубозеро у истоков р. Урьи может переводиться с вепсского как «плохое озеро» и восходит это название к слову [huba] — плохой.
Связанные друг с другом Ульозеро и Ал-озеро переводятся на русский как Верхнее (от ula — верх) и Нижнее — от ala — низ. От этого же корня ula возникло название реки Ульяница; объяснение этого названия подтверждает гипотезу гидрологов о том, что Ульяница — исток Паши. Пялозеро также говорит об относительном положении озера; [pal] по-вепсски означает «над». Такое же наименование — Пялозёро, имела и деревня, некогда располагавшаяся на северовосточном берегу этого озера. Есть топонимы, отражающие конкретное расселение древних жителей по территории. Так, названия: р. Пертоя и Пертозеро образованы от вепсского [pert] — дом, изба; причем гидроним Пертозеро неоднократно появляется на карте парка. Когда-то, в давние времена, люди любили селиться в уединении на берегу озер — так появлялись одинокие избушки, давшие затем название нескольким озерам. С вепсским [kod] — «дом, жилье», связаны названия Код озеро и вытекающего из этого озера ручья Кодый.
Некоторые названия связаны с семейными и общественными отношениями. Ручей Дедоя переводится как «дедушкин ручей» ([ded] — дед). Наименование деревни Нюрговичи, связано, может быть, со словом [mirk] — кулак; здесь могли жить зажиточные крестьяне, которых в начале XX века называли в России кулаками. Этот же генезис, видимо, у названия озера Юргозеро, которое на карте 1915 г. названо как Нюркозеро, хотя еще раньше — на карте 1847 г. — озеро также именуется Юргозеро. Согласная «н» является в этом слове беглой. Бык-ручей по гипотезе Кузнецова образован от [viik] — старший брат, муж старшей сестры; однако на карте 1847 г. этот ручей назван как бычий — то есть как производная от русского слова «бык».
Название дер. Озадкин Конец переводится как «счастливое место» ([ozad] — счастье в родительном падеже, вепсск.). Названия Чурручей, Чурпорог могут происходить и от русского чур — край, граница и от вепсского аналога сига (край); вероятно, когда-то в этих местах проходила граница расселения.
Часть названий образована от личных имен. Тойвозеро, Тойвручей, вероятно, связаны с именем некоего Тойво (фин.) или Тойвоя (вепсск.), некогда жившего здесь. Хотя, может быть и другое объяснение топонима — от слова [toiv] — надежда. Название д. Киковичи (Kikoil) считается образованным от вепсского личного имени Kikoi и восходящим к имени Кирилл. В основе названия Леринское озеро, полагают, лежит вепсский антропоним Jera, восходящий к русскому имени Ера — производному от полного имени Ерофей. Строго говоря, гидроним Леринское появился на картах в советское время. На карте генштаба 1915 г. это озеро названо как Куккозеро. Миклозеро образовано от имени Микола (Mikoi, вепсск.) — Михаил. Небольшое озеро у дер. Феньково на карте 1847 г. названо Еремино — от русского имени Ерема.
Есть наименования, возникшие от прозвищ людей; в частности, связанные с внешностью конкретного человека. Так, Каргозеро считают образованным от финского прозвища Karhia (человек с грубыми волосами или бородой). Название д. Корвала (Korvoil) восходит к вепсскому [korv] — ухо, и образованному от него прозвищу Korvoi. Тот же корень [korv] присутствует, по-видимому, и в названиях озера Корвозеро и Корвозерского болота.
Некоторые названия связаны с охотой и названием птиц и животных, обитающих в данной местности. Например, Кондозеро, по-видимому, от корня kond — медведь. Хотя И. Муллонен приводит другое значение этого корня — kond — крестьянский двор с прилегающим участком земли. Ручей Кяргоя — от вепсского [karg] — черный дятел, желна; возможно, когда-то существовало прозвище Kargoi. На Кимесручье, вероятно, были места токования глухарей ( [kim] — токование). Харагинское озеро и расположенная около него д. Харагеничи связаны с вепсским [harag] — сорока. Полагают, что слово Harag у вепсов было когда-то прозвищем, от него пошла уличная фамилия типа русской — Сорокин. От этого прозвища скорее всего и произошло название деревни. Также с прозвищем, образованным от названия птицы, связывают прежнее название деревни Ильинской — Юбеничи (Huibjoil, по-вепсски — от Hubj — сова). В основе названия деревни Ребов Конец лежит древнее вепсское имя Reboi (лиса, в переводе на русский). В названии деревни Коковичи скрыто древнее прибалтийско-финское имя Kokoi, имеющее значение «орел». Верх. Легмозеро — от «lehm» — «корова». Возможно, название связано также с обрядами смывания скота в озерах, «чтобы были здоровыми», распространенного у вепсов. Болото Тедриево и р. Тедрия образованы от вепсского [tedr] — тетерев. Ныне не существующая деревня Мошникова Гора (бывшее Нюрговское общество) обязана своим названием глухарю (мошник — местное имя); при своем основании она называлась еще по-вепсски — Мецоймяги, а затем название было дословно переведено на русский язык.
Достаточно большая группа названий связана с занятиями местного населения. В частности, ряд вепсских названий на территории Парка произошел от занятий рыболовством. Так, Сярг-озеро происходит от [sarg] — плотва; Лахнозеро — от вепсского [lahn], лещ. Гаугозеро обязано своим наименованием вепсскому «hauk» — щука. Лемозеро переводится с вепсского как ухаозеро [lem]. Река, вытекающая из Курбозера на юго-восточной границе Парка, до революции именовалась Кола, от вепсского [kola] — рыба.
Имена озер говорят и о занятиях вепсов земледелием. Вплоть до 1920-х гг. оно было под-сечно-огневым. Отсюда и Палручей и Бол. и Мал. Пальболото — из вепсского «palo» — «огнище, сожженная подсека». Название деревни Сарка, возможно, связано со словом [sarg] — полоса обрабатываемой земли, принадлежащая одной семье. Ригозеро напоминает о вепсском [rig] — овин, рига.
Каскозеро, Каскручей — от вепсского [kask] — «подсека». Хейнозеро — от [hem] трава, сено; видимо, в районе этого озера были покосы. Копсозеро, вероятно, связано со словом [kop] — яма для хранения картошки и репы зимой, хотя нельзя исключить и тот факт, что на дне озера могли быть ямы (в современном языке [kop] — яма).
Названия могут поведать и о сельскохозяйственных культурах, которые выращивались столетия назад. Например, название деревни Оз-ровичи (Ozroil) восходит к вепсскому ozr — ячмень. И. Муллонен полагает, что это название — антропоним и образовано от древнего имени Ozroi, также происходящего от слова ozr — ячмень. Капустозеро, возможно, восходит к вепсскому «pust» — пустошь.
Помимо земледелия, охоты, рыболовства вепсы занимались и иными промыслами. Об этом говорит, например, название ручья на западном побережье Печевского озера: Сепой ручей — от вепсского [sep] — кузнец. В реку Медвежку впадает Мельничный ручей. По-видимому, когда-то на нем стояла мельница. Вепсское название мельницы [mellic] созвучно русскому, вероятно, когда-то оно было заимствовано из русского языка.
Есть названия, связанные с традиционными верованиями и обычаями вепсов. Ручей Нойдоя и дер. Нойдала — от вепсского [noid] — колдун. Деревня Рахковичи — от [rahkoi] — мифологическое существо, домовой. Каргозеро имеет корень [karg] — пляска; возможно, когда-то здесь собирались на праздники вепсы из окрестных деревень.
Гидронимы на территории Природного парка показывают, как постепенно происходило изменение вепсских названий. Сначала все озера назывались по-вепсски или саамски: -ярв, -ярви; теперь таких названий почти не осталось. Лишь южнее Капшозера сохранилось два озера с вепсскими названиями (Кисельярви и Лигоярви). С течением времени смысловая часть названия сохранялась вепсская, а второй корень вновь образованного слова был уже русским: например, Сарозеро, Ладвозеро. К западу от бывшей д. Cap-озеро сохранилось название озера переходного типа, в нем корень «озеро» звучит и по-русски и по-вепсски: Оярвозеро. Далее уже и первая часть слова калькировалась на русский лад, но само построение названия все же было не типично русским (Долгозеро, а не озеро Долгое, Щукозеро, а не озеро Щучье, озеро Сеннозеро, а не озеро Сенное). Наконец, появлялись чисто русские названия, но их на территории Парка немного, это озера: Озерское, Печевское, Верхнее, Сенное, Медвежье (в 1847 г. имело аналогичное вепсское название Код озеро), Нижнее и др. Русские названия также изменялись с течением времени, теперь часто трудно распознать истинное происхождение гидронима — от вепсской основы или от русской. Так, озеро Болтозеро на карте 1847 г. названо как Болотозеро, кажется правдоподобной связь с русским словом «болото». С течением времени гласная «о» в корне потерялась, и вот уже появилась гипотеза о том, что название Болтозеро восходит к вепсскому [balat] — грязь и отражает характер берегов и дна.
Аналогичная ситуация прослеживается с названиями ручьев. По-вепсски ручей — «[oja], оя». Самые старые (вепсские и саамские) названия ручьев — такие как Бембоя, Рутоя. Более молодые названия — с первым вепсским корнем и русским словом «ручей»: такие как Каскручей. Сарручей. Чисто русских названий ручьев еще меньше, чем озер (почти нет) — это, например. Мельничный ручей. В названии болот на территории Парка преобладают русские формы названий — Воронье, Сенное, Большое. Есть составные слова, где главное значащее слово — вепсское или саамское, а вспомогательное (болото) — русское, например: Пальболото. Вепсские прилагательные: болотный [so] и болотистый [sokaz], в топонимике ныне не встречаются. В целом, болот с именами на территории Парка существенно меньше, чем озер и ручьев, и информации для изучения топонимики они дают мало. Названия рек являются самым древним элементом гидронимики края, и труднее всего поддаются толкованию; многие из них возникли, видимо, задолго до появления вепсов в этих краях.
Много веков вепсы жили рядом со славянами, за это время у них сформировалась единая с русскими строительная традиция. Жилые и хозяйственные постройки вепсов по технике строительства и планировке подобны аналогичным постройкам русского Севера. Отличия наблюдаются лишь в отделке фасадов и интерьеров, где вепсы привносят национальный колорит.
На территории Парка дома издавна рубились из бревен хвойных деревьев, причем предпочитали ель как более долговечный материал по сравнению с сосной. Главным строительным инструментом многие столетия был топор, известный на Руси с IX века. Строительный лес заготавливали зимой. Прежде на дом срубали обычно 70-летние деревья и делали бревна до 5 — 6 м длиной, чтобы плотники могли управляться с ними. Бревна вывозили в деревню и складывали на просушку. Весной с бревен снимали кору, затем в стороне от строительной площадки собирали срубы, тщательно подгоняя бревна. Бревна в срубах помечали зарубками. На бревнах амбара Ишев-ского сохранились такие зарубки — от 1 -го до 9-го бревна количество зарубок равно порядковому номеру бревна и лишь для обозначения числа 10 на бревне поставлен крест. Заготовленные срубы оставляли до осени на просушку. Осенью срубы разваливали, перевозили на выбранное для постройки место и начинали собирать дом.
Уже в конце первого тысячелетия н. э. здесь существовали срубные дома из бревен, уложенных горизонтально друг на друга с образованием венцов. Венцы закрепляли на углах врубками типа «в обло» (когда концы бревен выступают от поверхности стены на 20 — 22 см) и «в лапу» (без остатка). Сначала вепсские избы были курными, то есть топились по-черному, и ставились без подклета. Для предохранения жилых помещений от снежных заносов и от затопления талыми водами с середины XIX в. жилье стали поднимать на дополнительный сруб — подклет. В подклете у вепсов обычно были подсобные помещения. К XIX веку, как и повсеместно на русском Севере, вепсское жилище представляло собой усадьбу — комплекс жилых и хозяйственных построек, включавший избу на подклете, крытый хозяйственный двухэтажный двор, амбары и хлевы. Размеры таких комплексов достигали 6×20 метров и более. Напоминанием о распространенной раньше курной избе остались бани, которые до сих пор в некоторых вепсских семьях топятся по-черному.
После сбора венцов плотники обтесывали стены, причем существовало специальное приспособление для обтесывания углов избы. Углы скругляли, вероятно, этот обычай был связан с распространенным суеверием, что в углах дома живет нечистая сила. Затем вырубали окна, настилали полы. Рамы делались одни и вставлялись наглухо. Форточек не делали — избы проветривались через двери. Полы делали из плах — толстенных бревен, распиленных пополам. Потолки настилали из тесаных еловых бревен диаметром 20 см. Пазы между бревнами заделывали мхом. На чердачных перекрытиях для утепления дополнительно применялась засыпка пазов землей. В зерновых амбарах мох не применяли, чтобы от мха не попортилось зерно. Такие амбары рубили особенно тщательно, применяя вырубку бревен по овалу, а не по конусу. Амбар Ишев-ского в Башмаковской срублен так, что бревна плотно подогнаны друг к другу, причем при рассыхании бревна щелей не образуется, а значит зерно не может высыпаться.
Самые старые из сохранившихся вепсских домов имеют самцовую кровлю. Такая кровля предполагает возведение фронтонов дома как непосредственное продолжение стен, фронтоны рубятся из бревен и скрепляются деревянными шипами. Эти бревна называются «самцами», а фронтоны — самцовыми. Параллельно боковым стенам на самцы укладывают слеги, самая верхняя слега (так называемая кня-зевая) образует гребень крыши. Слеги выступают за боковые фронтоны на величину до 1 м для защиты стен от дождя. Для поддержки нависающей кровли используют несколько верхних бревен основного сруба. За три-четыре венца до верха сруба начинают постепенно увеличивать длину бревен на боковых сторонах, в результате каждое последующее бревно свешивается над предыдущим, таким образом получается своего рода «кронштейн» для поддержки свеса кровли. На слегах закрепляют «курицы» (также «кокоры») — крюки из тонкоствольных елей с корневищами. На эти крюки кладут «потоки» -выдолбленные как корыта бревна, служащие для стока дождевой воды. По слегам настилается кровельный материал — будь то солома или тес. Нижние концы теса закрепляются в потоках, верхние концы зажимаются охлупнем — толстым бревном, надетым выдолбленной стороной на гребень крыши. Тес обычно настилался в два слоя, для гидроизоляции между рядами теса иногда укладывалась береста. При покрытии тесом «в разбежку» нижние тесины укладывали вогнутой стороной вверх с промежутком 1 — 2 см, а тесины верхнего ряда — вогнутой стороной вниз с перекрытием щелей нижнего ряда.
Солома закреплялась на скатах жердями, снизу соломенная крыша поддерживалась потоками на кокорах. Торцы слег закрывали досками, так называемыми причелинами. Место стыка причелин на князевой слеге прикрывала специальная вертикальная доска — «полотенце».
Другой вариант устройства крыши — крыша на стропилах, появился несколько позже. Стропилами называли бревна, врубленные с двух сторон в самые верхние венцы сруба (так называемый «подкуретник»).
Семьи вепсских крестьян были многочисленными и типичный вепсский дом для боль- шой семьи строился двухизбным по типу изба -сени — изба, при этом хозяйственные постройки примыкали к жилому дому перпендикулярно, образуя «Т»-образные или «Г»-образные планировки. Бедные крестьянские семьи часто строили свои дома по типу однорядной связи, когда жилые и хозяйственные постройки стоят на одной оси, образуя в плане вытянутый прямоугольник. Жилая и хозяйственная часть постройки соединяются сенями и перекрываются двускатной крышей под один конек. Такой дом издавна называется в северных районах «брусом».
Интересны вепсские изгороди, они появляются уже обычно за несколько километров от деревни, выполняя сугубо функциональное назначение — огораживая сенокосы и места для выпаса скота. Вепсские деревни обносились специальной изгородью из косо поставленных кольев — околицей. Околицу делали из тоненьких елочек, стволы которых втыкали в землю наклонно, параллельно друг другу. Елочки закрепляли с двух сторон парными стойками и связывали ивовыми прутьями.
Около домов был распространен другой тип изгороди, в которой основным элементом были, горизонтальные жерди, более длинные и толстые чем у околицы.
Декоративное убранство вепсских домов был скромным. Многие дома строились без украшательства, а имевшийся на отдельных сравнительно богатых домах декор был решен просто.
В прикладном искусстве вепсов наиболее популярны были изделия с изображением птиц и животных.
Традиционные мотивы вепсской вышивки — это коньки, одноголовые и двухголовые, уточки, человеческие фигурки. Эти элементы можно встретить в вышивках на сохранившихся полотенцах.
Вепсские традиции в резьбе по дереву были использованы и при изготовлении кухонной утвари — различных долблено-резаных сосудов. Ручки у сосудов часто выполняли в виде конских голов. Ковши украшали конской головой или изображением мифического животного, ручки по форме напоминали хвост птицы. Развито у вепсов было и гончарное искусство и кузнечное ремесло. Вепсский быт украшали изделия из бересты.
Праздничная еда вепсов — это разнообразные блины, пироги, колобы, калитки, яичница. На рождество пекли пиргад — сканые пироги из пшеничной муки, жаренные в масле, с начинкой из толокна или сахарного песка. К праздникам в вепсских деревнях варили большое количество пива. Обычно пиво готовили в складчину всей деревенской общиной. Пиво готовилось в огромных деревянных чанах, где кипятилось с помощью горячих камней, которые нагревали на кострах, а женщины и дети всю ночь подтаскивали их к чанам.
Те, кому интересна культура и быт вепсов имеют возможность посетить музей вепсской культуры и быта «Вепсская изба» в деревне Ладва.